«Мой ребенок кушает только под мультфильмы на планшете», «Какое же спасение - гаджеты и детские видео на ютубе, без них малыш сносит все со стола и не сидит на стульчике» Знакомо?
Давайте разберёмся, а действительно ли это помощь и спасение. Верно ли формировать привычку у ребенка сидеть за столом уткнувшись в экран айфона или планшета? Прилично ли включать звук «на всю» сидя в ресторане? Или все это больше похоже на родительский эгоизм во славу собственной минуты отдыха?
Проблема N1. Ребенок во время просмотра мультика поглощает пищу исключительно механически, теряя любую осознанность в приеме пищи. В таком случае, мозг теряет нисходящий контроль (он отвлечен на внешние раздражители: звук, мерцание, видео образы), а моторные функции кишечника со временем могут быть нарушены. Вот таким образом запоры могут быть связаны с мультиками. Кстати, стоит также упомянуть и про микробиоту. Очень важна связь статуса нейромедиаторов (отклик на прием пищи) и состава микробиоты. Интересно, что вы получаете максимальную концентрацию различных нейромедиаторов на различную пищу. ГАМК, глицин и таурин (и др.), все нейромедиаторы имеют собственный любимый продукт (источник 1). Это влияет на наше самочувствие и поведение, вот почему важно потреблять высоконутритивную пищу, а не полуфабрикаты с глутаматом! Микробиота тоже реагирует активным синтезом нейромедиаторов в ответ на разнообразную пищу (источник 2).
Удивительно, правда?
Интересно, что будет, если в этот момент ваш малыш будет «стрелять» пиками дофамина в ответ на яркий и звонкий мультик? Влияя негативно на столь сложную и сочетанную работу нейромедиаторов как в головном мозге, так и в кишечнике.
Проблема N2. Стреляет дофамин. Дофамин - система вознаграждения головного мозга, мотивация, постоянное стремление к достижениям. А в чем проблема тогда? Да, дофамин прекрасен, когда не перекрывает собою статус нейромедиаторов и присутствует просто в достаточном количестве. Его переизбыток способствует маниям, стереотипиям, психопатическим реакциям и другим не очень приятным проявлениям. Дофамин вырабатывается в ответ на прием пищи дважды: сразу же после получения еды и через несколько минут после чувства насыщения (источник 3). Баланс соблюден.
Если мы к связке начинаем добавлять мощный внешний раздражитель, вызывающий активное внимание и влечение (мультик), тогда ситуация кардинально меняется, как и статус нейромедиаторов. Дофамин преобладает. А если идет сочетание с чистым сахаром, быстрыми углеводами и поглаживанием ребёнка по голове? Ведь он (или она) молодец, кушает, смотрит мультик, не мешает взрослым, надо вознаградить, проявить нежность! Дофаминовая бомба (ДБ)!
"ДБ" стимулирует и укрепляет привычки, не создавая биологической потребности. Привычки имеют очень важное значение для детей! Потребность в мгновенном удовлетворении и выбросе дофамина будет возрастать с каждым разом. Сравнимо ли это с наркотиками? Да, цифровой наркотик.
Пока малыш растет его будет все сложнее «принуждать» есть без цифровых развлечений, а когда он станет старше, появится довольно явный риск склонности к злоупотреблению уже психотропными веществами/алкоголем, юноши и девушки могут буквально попасть в капкан (источник 4).
Семейные терапевты призывают рассматривать вовлеченность в «цифровуху» и экраны, как конфеты! Появился даже универсальный термин - «цифровая интоксикация». Чем больше у вашего ребенка экранного времени, тем больше ваш ребенок будет от него зависим! Здесь сразу вспоминается дистанционка, правда? Но речь не об этом сегодня.
Создавайте здоровые границы! Не используйте мультики, как вознаграждение ребёнка за съеденное или как стимул к поеданию чего-либо. Это порочная и губительная методика!
Не забывайте, что мозг ребенка невероятно пластичен. Заложив в него дурные привычки еще в раннем детстве, не стоит ожидать выдающихся результатов в более взрослом возрасте, вас может ожидать разочарование. Берегите головной мозг своего ребенка!
Что же тогда делать? Какие предложения? Чем заменить планшет?
Вместе с @biohacking_ev был проведен опрос для родителей. Что они делают, когда ребенок капризничает или отказывается от определенной еды?
Самые частые ответы звучат так:
«Ничего не делаем. Ждем, пока проголодается»
«Уходим играть или гулять, становится голодной, приходим поесть»
«Меняю вкус или цвет блюда при помощи натуральных красителей из продуктов»
Важно помнить, что:
- Первостепенно важным является физическая активность и контакт с природой. Синтез естественного дофамина и ускорение метаболизма. Активности порождают аппетит. Свежий воздух только в помощь.
- Исключить проблемы с ЖКТ или микробиотой. Нарушение иерархии микроорганизмов и вирусов в микробиоте может спровоцировать изменение аппетита. Микробиота может быть восстановлена с помощью верного изменения рациона, суплементарной коррекции. Проблемы с микробиотой можно заподозрить даже по клиническому анализу крови. Да даже по налету на языке и высыпаниям на коже, запорам / диарее.
- Нельзя начинать прием пищи со сладкого. Подобный подход провоцирует дисфункцию сфинктера Одди и нарушение желчеоттока (источник 5). Важно также исключить из рациона продукты, которые ребенок может не усваивать из-за индивидуальной непереносимости (генетическая проблема). Чаще всего это непереносимость лактозы, казеина. Реже - глютена, серы. И еще реже - фруктозы. При употреблении продуктов, белки или углеводы которых ребенок не способен усвоить, происходит воспаление, активация аутоиммунных процессов и нарушение состава микробиоты. В таком случае, конечно же, про аппетит речи быть не может.
Как изучить пищевую непереносимость / оценить состав микробиоты?
- Только при помощи генетики (пищевые панели IgG не подходят). Генетический тест Биохакера / Генетика микробиома.
- ХМС по Осипову (кровь)(исключительно лаборатории в С. Петербурге!). Существуют посредники, которые доставляют туда материал из многих городов России.
- Синдром избыточного бактериального роста может характеризоваться увеличением В12 в крови и изменениями лейкоцитов, нейтрофилов в крови.
Как помочь? Безусловно консультация специалиста! Я лишь подскажу вам наиболее безопасные и эффективные методы для поддержки ЖКТ и микробиоты у детей.
- Integra PNS (профилактический тип рациона). Помнить, что большинство детей (до 8-12 лет) не способны кушать редко или делать длительные перерывы между приемами пищи (никаких 16/8!). При помощи исключения вредных продуктов из рациона ребенка вы уже окажете большую помощь желудочно-кишечному тракту и поддержите сбалансированный состав микробиоты.
- Колострум козий (молозиво) - суперпродукт, который обожаю лично! Содержит природные Ig, антитела и лактоферрин. Фактически, благодаря ему возможно эффективно производить модуляцию нашего крупнейшего иммунного органа (кишечник). Курс минимум 1,5 месяца.
- Достаточно ли клетчатки потребляет ваш ребенок? Ведь это главный источник важнейших короткоцепочечных жирных кислот и главный ПРЕбиотик! Если нет, подумайте про дополнительный прием клетчатки, которую можно развести в жидкости.
- Важно избегать дефицита лактобактерий, это серьезно влияет на аппетит и пищевую корзину. Безопасная возможность их восстановить, минимум 1,5 месяца. Важно! Прием лактобактерий противопоказан в случае выраженного избыточного бактериального роста!
- Гуминовые кислоты. Эффективно поддерживают микробиоту, поддерживают и способствую росту полезной для нашего организма флоры. Улучшают усвоение минералов и поддерживают местный иммунитет (ЖКТ).